Павел Иевлев

Текст

На смене веков экономика стала «постэкономикой», но все равно не успевает за быстро меняющимся миром. Пока экономисты спорят, как назвать «постпостэкономику», та уже вовсю устраивается поближе к нашим кошелькам. И поскольку кошельки все чаще электронные, то и сама «постпост» тоже тяготеет к цифре

Одним из основных трендов «постпостэкономики» стал отказ от товара в пользу сервиса, точнее, превращение первого во второй. Эта методика зародилась в цифровом пространстве виртуальных товаров, но оказалась столь успешна и прибыльна, что немедленно начала миграцию «из софта в хард». В чем разница? Купив товар, вы становитесь его собственником. Вы можете его продать, выкинуть, передать по наследству, сжечь, покрасить в розовый и так далее. Купив «товар-как-сервис», вы заплатили деньги, но товар остался собственностью продавца.

Итак, что же за товары, которые вы купите, но не приобретете?

1. Профессиональный софт

В 2019 году Adobe перестала продавать свои продукты, включая незаменимый для профессионалов дизайна Photoshop, как товар. Раньше его можно было приобрести в собственность (даже на физическом носителе!) – то есть, заплатив один раз довольно приличную сумму, пользоваться им до конца дней своих и передать в наследство внукам. Сейчас такой возможности не существует. Adobe полностью перешла на подписную модель. Ежемесячная, не сильно обременительная (сравнимая с приличным тарифом сотовой связи) плата – и пользуйтесь на здоровье.

При этом пользователь получает дополнительные сервисы, включая пространство в облаке, доступ к фотостоку, коллекции шрифтов, мобильные версии и бесплатные обновления. На первый взгляд – сплошные преимущества как для пользователя, так и для продавца. Первый всегда имеет поддержку и самую свежую версию, второй получил множество новых пользователей из числа тех, кто не тянул покупать легальную версию и качал ее с торрентов.

Но, как говорится, «есть нюанс». Вместо модели «заплатил и забыл» пользователь вынужден платить годами постоянно, и стоит ему пропустить платеж, его ПО превращается в тыкву. Но и это не самое неприятное. Поскольку ПО больше не автономно, то сервис может в любой момент просто выключить его. Так, например, в 2014 году в Крыму перестали работать сервисы Google.

2. Кино, музыка, игры, книги

Виниловая пластинка, CD-DVD диск или даже цифровой альбом/дистрибутив «под закачку» являются товаром. Купленный на Apple Music альбом любимого исполнителя, приобретенная в Steam игра, взятая на Amazon книга им не являются. В первую очередь потому, что вы не можете передать права собственности. Так, ваша коллекция игр в Steam не подлежит наследованию. «Ваша Учетная запись, … носит сугубо личный характер. Вы не имеете права продавать или предоставлять за плату право пользования своей Учетной записью или иным образом передавать право пользования своей Учетной записью, а также Вы не имеете право продавать, предоставлять за плату право пользования или иным образом передавать право пользования своими Подписками». Аналогичные пункты содержат пользовательские соглашения PlayStation Network, Xbox Live, iTunes, Amazon Kindle Store и других. Вы потратили сотни или даже тысячи долларов, но все это не ваше. Ваши дети будут вынуждены покупать все это заново, создавая дополнительную прибыль сервису.

3. Компьютерная техника

От софта переходим к железу. Новый Macbook (Iphone, Ipad) стоит весьма недешево. Можно, конечно, купить модель попроще, купить гаджет б/у, купить менее престижный, но вполне рабочий гаджет китайских брендов. Но можно и не покупать его вовсе. Есть услуга, которая так и называется Apple-as-a-Service. Она рассчитана в основном на корпоративные решения, но есть и варианты для физлиц. Сервис включает в себя не только аренду, но и техподдержку, централизованное удаленное управление обновлениями ПО, предоставление лицензий на него и так далее. В отличие от традиционных лизинговых схем сервис не предполагает перехода собственности на оборудование по мере выплаты его стоимости, зато есть возможность его обновления по мере выхода новых моделей.

Ваши сотрудники (или вы сами) все время работаете на самом «свежем» макбуке, не думаете про обновления и настройки, а если он сломается – немедля получаете замену. Удобно? Да не то слово!

Вот только никакого макбука у вас на самом деле нет.

4. Автомобили

Автомобиль-как-сервис? Почему бы и нет? В конце концов, машина не только материальный объект, но и способ. Способ перемещения в пространстве, один из многих. Пользоваться для перемещения сервисами – весьма традиционно, ведь таковыми являются авиалинии, автобусное и железнодорожное сообщение. Автомобиль-как-сервис – это не то же самое, что аренда машины или популярный сейчас каршеринг. Пример – Volvo Car Drive, «Volvo по подписке», позиционируемый как «Новый уровень отношений с автомобилем».

Вместо того чтобы купить себе новый Volvo, клиент подписывается на него как на сервис. В услугу входит сам автомобиль, его полное обслуживание, ремонт, техосмотр и страховка, сезонная смена резины, оплата транспортного налога, а главное – ежегодная замена машины на новую. Подписчик, кроме абонентской платы, покупает только бензин.

Удобно? Да. Вы все время ездите на новенькой машине в идеальном состоянии и вообще ни о чем не волнуетесь. Правда, машина эта не ваша. В чем минус?

Когда через несколько лет такого сервиса вы выплатите Volvo полную стоимость нового автомобиля, автомобиля у вас по-прежнему не будет. Вы не сможете продать его на вторичном рынке, подарить детям, обменять на машину другой марки и так далее.

5. Бытовая техника

Аренда бытовой техники – старая и во многих случаях удобная схема. Особенно в сочетании с арендой жилья. Но техника-как-сервис отличается от аренды. Например – сервис «Облачный кондиционер МТС». Подписавшись на него, пользователь получает кондиционер партнерской модели (выбрать модель нельзя, но можно выбрать площадь помещения), облачный сервис по его обслуживанию, включая управление через смартфон с геолокацией (кондиционер включится, когда вы поедете с работы домой), бесплатный трафик приложения (для абонентов МТС).

Пользователь платит ежегодную абонентку и живет с кондиционером, что в эпоху глобального потепления гораздо лучше, чем жить без него. Правда, если однажды он не внесет плату, то МТС удаленно отключит его кондиционер. То есть несмотря на то, что на стене висит намертво закрепленная железка, по сути, она не ваша – ведь кнопка выключения в руках у кого-то другого. И чем больше «умной» (то есть «облачной») техники появляется в обиходе, тем чаще ее будут внедрять именно как сервис.

Выводы

Товар-как-сервис – маркетинговая модель, которая быстро заполняет ниши традиционных товаров, вытесняя из них схему «купил и владею». Хотя она более выгодна сервис-дилеру, чем пользователю (иначе не внедрялась бы на рынок так настойчиво), тем не менее вовсе не является абсолютным злом. Размен денег на время и комфорт – вполне обычная сделка, и «товар-как-сервис» – лишь один из ее видов. Бывает, что высвободившееся время того стоит. В конце концов, денег можно заработать еще, а времени каждому человеку отпущено лимитировано.

Важно одно – идти на эту сделку, понимая, что она собой представляет, и подсчитав все выгоды и потери заранее.

Использованные источники: