Bиталий Кавтарадзе

Текст

Хотя крупнейшие автоконцерны уже прекратили разработку новых бензиновых двигателей и сосредоточились на электромобилях, многим людям сложно поверить, что скоро весь транспорт станет электрическим. Представить себя за рулем электромобиля мешают не только привычки. В образе будущего не хватает одной важной детали — ​подходящей инфраструктуры

В 2022 году российская компания ZE holding начнет строительство цепи суперхабов для электромобилей вдоль магистралей по всей стране. Первой новую инфраструктуру получит трасса Москва — Минск. На дорогах появятся зарядные станции, но суперхаб не заправка. Здесь можно будет поесть и пройтись по магазинам, но суперхаб не торгово-развлекательный центр. Гостям предложат доступ в виртуальные метавселенные и самые передовые развлечения, но суперхаб не компьютерный клуб. Речь идет о новом типе недвижимости, для постройки которого придется объединить опыт из множества «классических» отраслей.

ЭНЕРГЕТИКА

Поскольку бесконечно наращивать емкость электромобильных аккумуляторов невозможно, для увеличения дневного пробега компании разрабатывают быстрые зарядки. Самые эффективные станции фирмы Electrify America уже имеют мощность 350 кВт и могут зарядить электромобиль за 10 минут. Однако у суперчарджеров есть свое бутылочное горлышко: чтобы расположить на одной станции 24 точки зарядки, к территории парковки потребовалось бы подвести источник тока мощностью порядка 9 МВт. Это десятая часть энергообеспечения аэропорта Внуково, который с прилегающими районами потребляет 90 МВт от отдельной электростанции. А ведь строить суперхабы придется в чистом поле.

К счастью, не всегда все зарядки будут заняты, выше речь идет о максимальной потребляемой мощности. Чтобы сгладить пиковые нагрузки и не вести к суперхабу слишком мощные кабели, ZE holding используют накопители энергии от российской компании Volts. Пока клиентов на зарядке немного, хранилища энергии заряжаются от сети, а при большом наплыве машин батареи добавляют суперчарджерам недостающую мощность. С учетом сглаживания колебаний нагрузок к парковке от сетей нужно провести 3–5 МВт — ​тоже много, но существующая инфраструктура справится. На втором этапе проекта суперхабы будут не только потреблять электричество, но и вырабатывать его с помощью солнечных панелей и водородных элементов, топливо для которых будут подвозить по трассе.

ТРАНСПОРТ

Заядлые автолюбители повторяют, что своя машина — ​это свобода, но собственный электромобиль с разряженным аккумулятором становится чемоданом без ручки, который нельзя просто бросить на парковке. Шеринговые автомобили легко менять «на перекладных» — ​можно доехать до суперхаба, поставить машину на зарядку, пересесть в другую и продолжить путь. Основатели ZE holding тестировали такую модель в сервисе каршеринга «Ситидрайв» на машинах Tesla. Статистика показывает, что более 70 % пользователей имеют свои автомобили, которые стоят во дворах.

Сами суперхабы будут похожи на аэропорты. В зданиях оборудуют зоны отдыха, магазины, рестораны, гостиничные номера и коворкинги. Путешественники смогут прервать поездку для рабочей встречи по видеосвязи, шопинга и отдыха. Все это время заряженный автомобиль не будет занимать дефицитное место у суперчарджера, а уедет вместе с другим пользователем.

РОССИЙСКИЕ КИЛОВАТТЫ. В основе накопителей электроэнергии VOLTS BATTERY лежат современные литийионные аккумуляторы, собранные в мощные ячейки. Каждый модуль весом 90–100 кг способен запасти до 12 кВт·ч — ​около десятой части того, что средний москвич потребляет за месяц. Накопители можно объединять в блоки любого размера, их покупают не только крупные компании, но и владельцы загородных домов и квартир для экономии по ночному тарифу.

ПЛАТФОРМЫ

Несмотря на то что накопители будут сглаживать пиковые нагрузки на сеть зарядных станций, создателям суперхабов нужно управлять распределением электричества так, чтобы энергии хватало всем автомобилям на трассе. Для этого ZE holding разработает платформу с мобильным приложением, в котором пользователь сможет заранее спланировать маршрут и забронировать место на нужном суперхабе. Заодно система позволит перебрасывать электроэнергию между хабами, используя шеринговые электромобили как батареи на колесах. Владельцы личных машин тоже смогут поучаствовать в торговле электричеством, «выкачивая» излишки киловатт-часов в накопители.

Благодаря мобильному приложению пользователи суперхабов будут получать персонализированный контент, видеть таргетированную наружную рекламу и оплачивать услуги через систему распознавания лиц. Такие возможности по отдельности уже протестированы. В Лондоне на площади Пиккадилли работает рекламный щит Piccadilly Lights DeepScreen, который сканирует лица прохожих, классифицирует их по целевым аудиториям и показывает подходящие ролики. Оплата «лицом» доступна в московском метро и ряде магазинов без продавцов.

СВЯЗЬ

Все суперхабы ZE holding соединят мощными оптоволоконными кабелями, по которым сегодня могут обмениваться трафиком два континента. Зачем? Во-первых, быстрый интернет — ​почти такая же базовая потребность человека, как вода и еда. Посетители не откажутся выпить чашечку кофе с другом из другого города, общаясь внутри VR-метавселенной, или посмотреть сериал в номере на мониторе с разрешением 8K.

Во-вторых, 5G-передатчики установят вдоль всех трасс. Беспилотные автомобили смогут пользоваться высокоточным позиционированием, которое повысит надежность автопилота на основе машинного зрения. Шериноговые электрокары, постоянно курсирующие между суперхабами, «выучат» маршрут и смогут безопасно возить пассажиров по трассе. Как бонус в машинах тоже будет работать высокоскоростной интернет. Путешественникам останется только устроиться поудобнее и наслаждаться контентом в виртуальной реальности.

ДАТА-ЦЕНТРЫ

На каждом суперхабе ZE holding установят компактный дата-центр. Это необходимо для того, чтобы десятки тысяч пользователей в день могли получать цифровой контент на высокой скорости.

В дата-центрах расположатся серверы сети доставки контента (CDN). Они будут автоматически определять, какие видеоролики и ресурсы пользуются спросом на каждом суперхабе, и загружать их из Сети. Устройства пользователей смогут получать трафик не с одного удаленного сервера, а со многих расположенных рядом. Сеть справится с высоким потреблением трафика VR-шлемами, смартфонами и экранами с высоким разрешением.

Дата-центры также необходимы для системы граничных вычислений (edge computing*). В мире, где большая часть контента потребляется в VR-метавселенной, скорость загрузки ограничивается пропускной способностью «последней мили» — ​беспроводного соединения между базовой станцией и клиентским устройством. В технологии edge computing большая часть вычислений будет происходить на компьютерах базовых станций в так называемых облаках — ​локальных облачных сервисах, — куда будут загружаться большие объемы данных из удаленных сервисов. На устройства пользователей будет передаваться уже готовый результат вычислений.

Технология edge computing особенно полезна для шлемов виртуальной реальности, которые смогут обходиться без мощных вычислителей внутри устройства: через 5G на дисплеи будет попиксельно передаваться уже готовый видеопоток.

* Edge computing — ​(англ.) граничные вычисления.

АВИАЦИЯ

После появления сети суперхабов вдоль автомобильной магистрали появится воздушный коридор для аэротакси. ZE holding планирует разместить на хабах взлетно-посадочные площадки, которые сначала будут обслуживать вертолеты, а со временем переключатся на современный экологичный летающий транспорт.

Впрочем, речь идет не о далеком будущем. По всему миру десятки стартапов работают над созданием компактных и экологичных аэромобилей. К гонке разработок уже присоединились технологические гиганты — ​Boeing, Airbus, AeroMobil, Uber. Большинство компаний планируют выйти на рынок в 2025 году, но некоторые опережают график. В 2022-м компания Hyundai совместно с фирмой Urban-Air Port начнет строить сеть аэротакси в 65 городах мира. Квадрокоптеры будут электрическими, а источником энергии для них станут водородные топливные элементы.

Японская компания SkyDrive планирует выпускать беспилотные аэромобили в 2023 году. Они смогут развивать скорость до 60 километров в час и лететь несколько десятков километров. Небольшие восьмивинтовые дроны будут перевозить двух пассажиров и оператора, контролирующего работу автопилота.

БУХГАЛТЕРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА. Для успеха бизнеса мало просто установить достаточное количество зарядок — ​электричество необходимо считать и продавать. Суперхабам нужна система, которая способна обрабатывать платежи и учитывать расход энергии пользователями, а в перспективе — прогнозировать будущее потребление, управлять остатками энергии в хранилищах и транспортировкой ее с одного хаба на другой. Роль весов и кассового аппарата будут играть ультрабыстрые зарядные станции и IT-платформа ZEVS.

ЭКОНОМИКА

Новая инфраструктура обещает стать основой для роста экономики регионов, через которые будет проходить сеть суперхабов. Быстрым интернетом и дата-центрами смогут пользоваться предприниматели из городов и сел, прилегающих к трассе. Основатели ZE holding считают, что ранее незаметные населенные пункты станут туристическими центрами притяжения, в местных магазинах будет работать оплата через распознавание лица, а производители смогут предлагать свои товары в рекламной сети суперхабов. Путешественники, остановившиеся на зарядку, узнают, что в нескольких километрах от дороги они могут купить деревенский мед или сыр, посмотреть достопримечательности или остановиться в хорошем загородном отеле. Все это даст рабочие места жителям ближайших деревень и городов.

Малые предприниматели смогут устанавливать в своих населенных пунктах зарядные станции по франшизе и стать частью сети ZE holding. Инфраструктура для электротранспорта появится даже там, где сейчас нет заправок, и путешествие на электромобиле станет привычной рутиной.

Александр Яхнич
Александр Яхнич, Президент ZE HOLDING

У новых компаний больше шансов возглавить серьезные технологические перемены, чем у классических крупных корпораций. Гиганты, как правило, страдают от «избытка знаний»: они глубоко изучили одну отрасль и вложили миллиарды в развитие инфраструктуры, которая приносит прибыль здесь и сейчас. Из-за этого им сложно начать создавать совершенно новые решения и перестраиваться, когда существующие объекты тоже нужно поддерживать и развивать. У нашего холдинга нет традиционных электростанций, месторождений ископаемых или сети заправок, поэтому мы свободны с нуля создать новый тип энергосистемы и недвижимости, который будет востребован в ближайшие десятилетия. Предсказать будущее трудно, поэтому нам проще поучаствовать в его создании. Энергетический переход — ​это свершившийся факт. Осталось только построить для него подходящую инфраструктуру.

Читать на Бизнес.ЦО.РФ

Тест-драйв со вкусом будущего Где увидеть беспилотный паркон, умные светофоры и дроны-охотники за ДТП

Неприметный Hyundai Solaris в полностью беспилотном режиме везет нас по Армянскому переулку и сворачивает в Кривоколенный, переходящий в Потаповский. Заезжает в автоматические ворота и задним ходом паркуется у НИИ «МосТрансПроект»: здесь директор научно-исследовательского и проектного института городского транспорта Александр Поляков расскажет «Цифровому океану», как дороги России незаметно превращаются в царство роботов


Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 10, 2022, Bernd Thissen/picture alliance via Getty Images, Chris Ratcliffe/Bloomberg via Getty Images, VOLTS Battery, Geoffrey Robinson / Alamy / Legion-media, Geoffrey Robinson / Alamy / Legion-media, ZEVS, MyCreative