Павел Иевлев

Текст

Термин phygital происходит от сочетания английских слов physical и digital. Изначально он родился в маркетинге и означал всего лишь сочетание методов онлайнового и оффлайнового продвижения товаров и услуг. Почему же фиджитал уже победил, но этого еще никто не заметил

Если баннер на сайте повторяет билборд на улице – это phygital. Когда коммуникационные технологии интегрированы на стыке цифрового и физического пространств и обеспечивают потребителю новый опыт. Да, вот так просто. Однако оказалось, что фиджитал – это куда больше, чем способ продаж. Тот случай, когда явление оказалось на порядки шире термина.

Фиджитал вокруг нас

Маркетинг, породивший phygital, оказался лишь одним из частных случаев. И чем дальше, тем больше явлений нашей повседневной жизни стали этими «частными случаями». В результате в том, что такое фиджитал, путаются даже те, кто в нем работает (а это куда больше людей, чем принято думать). Например, многие путают phygital и AR (дополненную реальность) – ведь там самое наглядное наложение digital на physical.

Однако это еще один «частный случай». Всякий AR – это несомненно фиджитал, но далеко не всякий фиджитал – AR. Фиджитал куда более широкое явление.

Фиджитал – это одновременно процесс и результат. Процесс проникновения цифровых технологий в нашу жизнь и результат, который уже практически невозможно выделить в самостоятельное явление, потому что постепенно фиджиталом становится все. Когда вы предъявляете на входе в ресторан QR-код линка на сертификат вакцинации – это типичный фидижтал. Когда приобретаете в Интернете электронный билет на физический поезд – это снова фиджитал. Даже оплачивая физический товар в гастрономе на физической кассе с электронного счета в банке, вы совершаете фиджитал-акцию.

Цифровая витрина реальных товаров – фиджитал.

Цифровой стенд самостоятельного заказа в МакДональдсе – фиджитал.

Услуга телемедицины – опять он.

Сайты государственных учреждений, позволяющие совершать юридически значимые действия онлайн – очень крутой фиджитал.

RFID, NFC, IoT, AR, VR – фиджитал-технологии.

Удаленная работа – фиджитал-занятость.

Даже пенсионер-дачник, окучивающий свою капусту ручной тяпкой, и тот становится фиджитал-актором, как только посмотрит на погодный информер в смартфоне.

Фиджитал поглотит все

Цифровизация – растущий тренд, перспективы которого на сегодняшний день видятся практически неограниченными. В него активно вкладываются и государственные структуры, и финансовые организации, и коммерческие компании, включая сюда как IT-гиганты первого уровня значимости, так и традиционно консервативные сырьевые ВИНки. (На совершенно физических угольных разрезах совершенно физический уголь перевозят беспилотные самосвалы, управляемые цифровым ИИ.) В результате в нашей жизни становится все больше digital и все меньше physical. Точнее, никакой physical без digital скоро будет невозможен. Физически перемещая в пространстве свое физическое тело на физически существующей машине такси, мы является частью сложного phygital-процесса, потому что эта машина заказана через цифровое приложение, оплачена с цифровой карты, управляет ей (пока при посредстве водителя, но это временно) приложение-навигатор.

Уже сегодня сложно назвать вид человеческой деятельности, где полностью отсутствует цифровая составляющая. Даже таежный охотник, меняющий шкурки на патроны и отродясь не державший в руках смартфона, в конечном итоге учтен в цифровом отчете регионального охотхозяйства, в цифровом прогнозе популяции песца и в цифровом заказе доставки патронов, тушенки и спирта во время сезонного завоза, который вполне может быть реализован автоматическим беспилотником.

Где кончается фиджитал и начинается магия?

Диджитал-составляющая заместила в физическом мире практически все связи между явлениями. Продолжая физически проживать в физическом мире (пока все не уйдут в Метавселенные), мы все чаще манипулируем не объектами, а их цифровыми эквивалентами. А уже их движения отзываются в реальности, данной нам в ощущениях. Мы кладем в виртуальную корзину изображение товара, оплачиваем его циферками на экране, и вот чудо – вскоре в дверь позвонит курьер! Символическая операция над картинками, изображающими товар, при помощи картинки, изображающей деньги, вызвала физическое перемещение материального объекта и смену его собственника. Это очень напоминает символическую магию предков – проткнуть нарисованным копьем нарисованного на стене пещеры бизона для удачной охоты. Гарри Поттер с его палочкой может пойти и поплакать в туалете Хогвартса. Компьютерная мышка способна на большее.

Фиджитал – это магический мир, где слово управляет реальностью.

Перспективы фиджитал

В мире победившей магии фиджитал роль маны выполняют деньги. Поэтому если требуется оценить перспективы, надо следить за инвестициями.

Венчурный фонд LETA Capital и компания DEVAR подсчитали, что в ближайшие 15–25 лет цифровая экономика достигнет не менее 50% мирового ВВП, что составит $100–200 трлн. До 2030 года наибольший рост фиджитал произойдет в сферах телекоммуникаций (в пять раз: с $2 до $10 трлн), информационных технологий (в четыре раза: с $5 до $21 трлн) и электронной коммерции (в три раза: с $9 до $25 трлн).

В нашей стране показательна, например, динамика нацпроекта «Цифровая экономика», в который будет вложено ₽550 млрд до 2024 года. Эксперты уверяют, что это позволит увеличить продуктивность работы персонала в среднем на 50–100%, нарастить выручку от цифровых сервисов на 100–200%, сократить операционные издержки на 20–50%, увеличить скорость запуска новых продуктов и сервисов с цифровой оболочкой на 100–150%, увеличить среднюю маржинальность бизнеса на 5–10%.

Ну кто от такого откажется?

Использованные источники: Инфографика: LETA Capital, DEVAR