Мария Сотскова

Текст

Принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд потратил более 100 тысяч долларов в компьютерной игре Dota2. За виртуальные развлечения можно отдать очень много денег и все равно проиграть

Наследник саудовского престола известен под ником Purrrrrfect Devil Angel Yukeo. С 2018 года он приобретает самые прокачанные боевые пропуска Battle Pass, которые дают доступ к приятным мелочам: свежим игровым опциям, дополнительным квестам, мини-играм. Состоятельным геймерам греет душу факт, что их средства идут в призовой фонд предстоящих чемпионатов: на турнире The International 2020 он превысил 34 миллиона долларов. Но главное, что можно получить за деньги, — ​блеск и великолепие прокачанных персонажей на зависть другим игрокам.

Читать на ЦО.РФ

Шесть миллионов за воздух Безумно дорогие покупки в играх — за реальные деньги

«Все животные равны, но некоторые животные равнее других» — знаменитая цитата из притчи Джорджа Оруэлла актуальна и в реальной жизни людей, и в виртуальном мире

При этом покупка пропуска вовсе не гарантирует участнику победу или хоть какое-то преимущество в бою. Тот же Purrrrrfect Devil Angel Yukeo имеет статистику побед всего 51,11 %, притом что играет почти каждый день, судя по открытым данным его аккаунта.

Принц Мухаммед тратит на развлечения колоссальные деньги, потому что может. Есть игроки, которые не могут, но все равно платят. Семнадцатилетний подросток из небогатой семьи в Индии израсходовал свыше 21 тысячи долларов в стрелялке PUBG Mobile. Как и в Dota2, большие траты здесь не помогают выиграть. Купить можно лишь костюмы для персонажа, раскраску на транспорт, нестандартное оформление оружия, особые жесты, такие как «воздушный поцелуй». Юноше придется отработать дорогие «украшения» в мастерской по ремонту мопедов, куда его отправили разгневанные родители: они откладывали деньги на университет. Виртуальный мир теснее всего переплетается с реальным, когда дело касается денег.

Белый рынок

Индустрия компьютерных игр — ​одна из самых быстрорастущих в мире. Еще в 2018 году суммарный доход компаний-разработчиков превысил рекордные 100 миллиардов долларов. Эта сумма складывается не только и не столько от продажи игр. Предлагать программы за деньги — ​устаревшая модель, ведь далеко не все игроки могут себе позволить покупку. Производители научились действовать деликатнее: брать максимум с богатых и при этом не обижать бедных.

Одна из популярных стратегий называется Pay2win — ​«плати, чтобы победить». Пользователь бесплатно устанавливает игру и первое время развивается в ней без особых усилий. Но чем дальше, тем тяжелее даются победы, пока игрок не сталкивается с необходимостью платить, чтобы продолжать выигрывать. В теории игра всегда оставляет пользователю возможность развивать свои навыки и продвигаться бесплатно. Каждый игрок сам определяет, тратить ли время на тренировки или деньги на то, чтобы срезать путь.

В противовес Pay2win существует система Free2win («бесплатно для выигрыша»), в которой успех определяется исключительно навыками пользователя. Монетизируются такие игры за счет продажи мелких косметических улучшений. Игроки, которые много времени проводят онлайн, хотят видеть своих персонажей особенными: с уникальным внешним видом, единственным в своем роде аватаром, красивым оружием и транспортом. Особенно охотно покупают «косметику» блогеры, для которых это вложение в узнаваемость личного бренда. Игроки придумали для системы Free2win более честное название: Pay2loot — ​«плати, чтобы получить трофеи».

Никто из пользователей не должен чувствовать, что с ним обошлись несправедливо, и разработчики за этим следят. Поэтому просто купить у них победу не получится. Однако за этим можно обратиться к другим людям.

Владимир Фунтиков
Владимир Фунтиков,

Бизнес-модели в индустрии видеоигр часто вызывают недоумение и даже негодование. Одна из причин в том, что игры делятся на множество уникальных категорий, нацеленных на разные группы и контексты потребления: от так называемых гиперказуальных игр, за которые игрок платит временем, просматривая рекламу, до консольных игр, которые дают 2050 часов высококачественного контента за фиксированную стоимость, или многопользовательских ролевых игр, за которыми скрываются сложные социальные сети с возможностями для карьерного роста и настоящего бизнеса. Игроку из одной категории трудно понять мотивацию игрока из другой категории, поскольку это совершенно разный опыт. Влияние оказывают и культурные факторы. Например, в русскоязычном обществе принято называть покупки в онлайн-играх «донатом», то есть добровольным пожертвованием разработчику, хотя за большинством топовых игр стоят коммерческие организации с тысячами сотрудников в штате. В американской культуре, напротив, хорошо работают прозрачные торговые отношения — ​потребитель хочет понимать ценность товара. Но когда дело касается Pay2Win, западного игрока может оттолкнуть слишком прямолинейное предложение. В западной культуре сильна идея равенства, и людям приятнее думать, что они получают преимущество за счет личных доблестей. Совершенно иная ситуация в Китае: в конкурентной среде идеи равенства уступают культу сравнительного успеха, проявлением которого является в том числе статус в игре. Разницу в ментальности, демонстрируемую в играх, можно сравнить с отношением к дорогим машинам и украшениям: в одних кругах принято показывать достаток, в других — ​скрывать его. И точно так же, как и в случае с люксовыми товарами, нужно понимать, что деление по культурному признаку — ​очень грубое. Нам необходимо учитывать эти особенности, чтобы легче находить общий язык с потребителем, но мы никогда не должны пытаться навязывать какую-либо категоризацию. Игры — ​это сервис для миллионов, но у каждого клиента есть уникальные ожидания, которым мы должны соответствовать.

Черный рынок

Для многих крупных игр можно купить прокачанный аккаунт. Допустим, добросовестный игрок полгода развивал персонажа, и ему стали доступны продвинутые задания, мощное вооружение, яркая внешность, а в придачу еще и уважение других участников. Но если полгода стараться не хочется? Можно купить персонажа у игрока, который «растил» его специально на продажу. Существуют специальные биржи, где можно прицениться и выбрать самое подходящее. В данный момент на популярной русскоязычной бирже Funpay можно приобрести аккаунт в Steam (сервис по распространению популярных игр) с прокачанным персонажем в Dota2 и набором вещей более чем за 133 тысячи рублей.

Нередко аккаунты покупают игроки, которых ранее заблокировали за нарушение правил и лишили права регистрироваться в сервисе. Бывает, что покупатель все равно оказывается в проигрыше. Так, в 2007 году один из аккаунтов с редким персонажем был продан за рекордные 9000 евро. История быстро разлетелась среди игроков и даже попала в прессу. В итоге покупателя заблокировали: ведь покупка персонажа — ​нарушение правил.

Есть, напротив, истории со счастливым концом. Некий Джон Джейкобс купил виртуальный остров в игре Entropia Universe за 100 тысяч долларов. Для этого ему пришлось заложить свой дом, зато сейчас этот остров оценивается в сумму более миллиона долларов. А сам Джейкобс продолжает вкладываться в виртуальные «активы», порой даже более дорогие.

Если игроку не помогает даже чужой аккаунт, на помощь приходят читы — ​последовательности символов или даже отдельные программы, которые позволяют обходить внутриигровые правила. Часть читов создается разработчиками для тестирования игр, но не удаляется при релизе, например по забывчивости программиста. Существуют и отдельные программы, которые внедряются в код игры. Такие читы дают возможность видеть противников сквозь стены, повышают меткость стрельбы, позволяют передвигаться быстрее. Разработчикам игр приходится постоянно отслеживать вредоносный код, реагировать на жалобы добросовестных игроков и безжалостно блокировать читеров.

Читы бывают бесплатные: игрок получает простенькую программу, которую отследит сама игра и отправит пользователя в блокировку. Дешевые, тысячи за полторы рублей, дают похожий результат. Менее бюджетные, за 2530 тысяч, позволят поиграть пару месяцев без забот, пока другие игроки не завалят жалобами. Самые коварные читы могут стоить тысячи долларов, их разрабатывают для игроков индивидуально, и с ними приходится бороться организаторам профессиональных турниров.

Читеры ради победы рискуют своей киберспортивной карьерой: наказание за читы в онлайн-играх сравнимо с санкциями за использование допинга на Олимпиаде. Но игра стоит свеч. Так, на недавнем турнире Fortnite World Cup участники боролись за призовой фонд в 30 миллионов долларов. Только за первые две недели были дисквалифицированы тысячи игроков. Большинство участников устраивали договорные матчи, один был «удален с поля» за использование чита, а более 200 человек теперь обязаны вернуть деньги в призовой фонд. При этом читера под ником Dubs fn сдал сам создатель чита.

Самые коварные читы могут стоить тысячи долларов. Потенциальные покупатели — участники профессиональных турниров

На благое дело

Внутри игр и вокруг игр живет целая онлайн-циви­лизация. Здесь есть свои корпорации, звезды, мошенники, хакеры, а также журналисты — ​стримеры. Эти игроки транслируют процесс игры через видеосервисы, такие как Twitch или YouTube. Некоторые из них находятся онлайн по много часов в день, ибо стриминг для них — ​полноценная работа.

Часть дохода стримеры получают за рекламу, автоматически размещенную видеосервисом (особенно YouTube) или напрямую заказанную какой-то компанией. Некоторым платят разработчики игр за виртуозную демонстрацию их произведений. Однако основные деньги стримеры получают непосредственно от своих зрителей через систему пожертвований — ​донатов.

Некоторым стримерам даже не обязательно уметь хорошо играть. Так, скандальная блогерша Pink Sparkles предпочитает вести свои трансляции в довольно откровенных нарядах, ее даже блокировали за «стриптиз в прямом эфире». На пике карьеры Pink Sparkles получала по 3000 долларов единовременным донатом, при этом играет девушка довольно посредственно.

На другом полюсе женского стриминга находится KittyPlaysGames. Эта девушка тоже получает от поклонников рекордные донаты: самый большой из зафиксированных — ​7000 долларов. Однако Kitty действительно топ-игрок, выигравший один из крупнейших чемпионатов по игре Fortnite в Корее с миллионным призовым фондом.

Поклонники щедры. В США подросток потратил 20 тысяч долларов (почти полтора миллиона рублей) на донаты игрокам в Fortnite всего за две недели. Для этого он использовал дебетовую карту, которую родители дали ему для оплаты школьных обедов. Мальчик тайком перевел на свой счет с родительского эти средства и с легкостью потратил. Банк согласен вернуть деньги, только если родители подадут на сына в суд. Стримеры, которых обогатил подросток, тоже не спешат возвращать свой заработок.

Один процент

На жилетах байкеров можно встретить нашивку с надписью «1 %». Она отсылает к пресс-релизу Американской мотоциклетной ассоциации, который гласил, что 99 % мотоциклистов — ​законопослушные граждане. В игровом мире другая статистика. Компания Irdeto, специализирующаяся на кибербезопасности, опросила около 10 тысяч геймеров, и 37 % из них признались, что хоть раз в жизни использовали читы.

Тем не менее большинство игроков играют по правилам, не закупаются на черном рынке и не просаживают чужое состояние. «Темная сторона» набирает силу, когда повышаются ставки. И этим компьютерные игры ничем не отличаются от футбола, хоккея, шахмат или «Что? Где? Когда?».

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 3, 2020, GORODENKOFF/ iStock, CD PROJEKT RED