Александр Пономарёв

Текст

Правительство недавно утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой упоминается возможность получения субсидии на покупку нового электрокара в размере четверти его стоимости. Правда, есть одно важное условие: электромобиль должен быть отечественной сборки — никаких Tesla и Porsche! Тогда что можно будет купить со скидкой?

Утвержденный распоряжением правительства РФ 23 августа 2021 года документ состоит из 26 страниц текста и 11 страниц «дорожной карты». Конечно, льготы для владельцев электромобилей действуют уже сейчас: в столице это бесплатная уличная парковка, а также экономия на налогах — транспортный налог на электрокары отменен в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких российских регионах. Однако «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года» обещает гораздо больше.

За что скидка?

В частности, покупателям электромобилей собираются компенсировать 25% стоимости транспортного средства, но только в том случае, если оно произведено в России. К 2026 году размер скидки сократится до 20%, а к 2030 году — уже до 10%. На эти субсидии из бюджета будет выделено порядка 121 миллиарда рублей. Для импортных электрокаров в настоящее время действует отмена таможенных пошлин, однако о продлении этой меры поддержки в концепции ничего не сказано — видимо, с 2022 года она перестанет действовать. Кроме того, с отечественным производством тоже не все так просто: в концепции довольно четко прописаны условия попадания в эту категорию.

Вплоть до конца 2023 года это будут все электрокары, которые выпускаются в России — даже методом крупноузловой сборки, то есть формально разобранный перед ввозом в страну и собранный обратно уже на ее территории. С 2024 года требования станут жестче: для получения статуса отечественного продукта придется переходить на мелкоузловую сборку, предусматривающую сварку и окраску кузовов, либо, как вариант, оснащать электромобиль отечественной батареей. С 2026 года оба этих пункта станут обязательными: нужно будет и заниматься мелкоузловой сборкой, и устанавливать российские батареи. Тогда субсидия будет действовать до конца 2030 года. Что будет позже, пока неизвестно.

Как ее посчитать?

Есть нюанс и с ценой: скидка в 25% будет рассчитываться не от розничной, а от так называемой индикативной стоимости электромобиля — она формируется на основе статистических данных за определенный период времени, а также исходя из других параметров. Как именно она будет рассчитываться, концепция не поясняет, но это необходимо для того, чтобы субсидия направлялась на поддержку производителей электрокаров, а не их продавцов. В качестве примера в документе приводится абстрактный электрокар стоимостью в 2,5 миллиона рублей, которым мог бы быть Nissan Leaf или Volkswagen ID.3, но никаких ценовых диапазонов, на которые будет действовать скидка, в концепции не прописано.

Что покупать?

В России уже есть электромобили, которые можно будет приобрести со скидкой. Прежде всего, это электрическая ГАЗель, или Gazelle e-NN. Пока их собирают в Нижнем Новгороде мелкосерийно, но в ближайшем будущем производство станет массовым. Причем «Электрогазель» укладывается в требования с запасом — до 2026 года, поскольку аккумуляторы в ней тоже отечественные. Кроме того, совместное предприятие Ford Sollers, которое выпускает в Татарстане дизельные фургоны Transit, собирается в 2023 году начать производство и электрической версии модели. Учитывая, что на заводе выполняется сварка и окраска кузовов, на субсидию можно претендовать также до 2026 года.

Замглавы Минпромторга Александр Морозов недавно заявил, что в ближайшие 2-3 года в России стартует производство трех отечественных электрокаров: это некий проект липецкой компании проект «Моторинвест», а также модели Zetta и «Кама-1». «Я думаю, что быстрее всех на рынок выйдет проект из Липецка. За ним по пятам будет бежать Zetta, при условии привлечения дополнительных инвестиций в проект. Потом, я думаю, будет «Кама». И все это в ближайшие два-три года», — пообещал чиновник. Он также добавил, что «КамАЗ» рассматривает запуск в России отдельного завода по производству электромобиля «Кама-1» в 2024-2025 годах. Тольяттинский электрокар Zetta уже находится в процессе сертификации. У «Моторинвеста» при этом есть завод полного цикла, где до 2019 года выпускались китайские кроссоверы Changan CS35.

В концепции также упоминается, что к 2023 году на калининградском заводе «Автотор» должна начаться сборка электромобилей Hyundai и Kia. В первом случае речь идет, видимо, о модели Ioniq 5, о планах Kia пока информации нет. «Автотор» стал первым российским заводом, который намерен внести электрокары в свой специальный инвестиционный контракт на фоне резкого роста интереса российских властей к электротранспорту. Первые электромобили от «Автотора» появятся в 2023 году — планируется выпустить 200 экземпляров, продажи которых начнутся в августе 2024 года.

Какие перспективы?

Без господдержки электрокары в России остаются игрушкой для весьма обеспеченных людей, что подтверждается статистикой. Первое место по продажам удерживает Porsche Taycan, второе —Audi e-tron, третье — Jaguar I-Pace. В базовой комплектации каждый из них стоит не менее восьми миллионов рублей. Благодаря принятой концепции российские власти рассчитывают в 2022 году выпустить в России 2500 электромобилей, в 2023 году — уже 7400, а к 2030 году объем производства «электричек» должен вырасти до 217 тысяч экземпляров, что по прогнозу чиновников составит около 10% рынка продаж новых автомобилей.

А здесь мы попытались разобраться, действительно ли электромобили не загрязняют воздух:

Читать на ЦО.РФ

Битва за экологию Так ли безопасны электрокары, как принято считать

Автопром неумолимо движется к постепенному замещению автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания на электрические. Европейские страны одна за другой объявляют о грядущем запрете машин на углеводородном топливе, а производители останавливают разработку моторов нового поколения ввиду отсутствия у них перспектив. Конечно, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что «электрички» не загрязняют воздух в процессе эксплуатации — они ничего не сжигают и не выпускают в атмосферу никаких газов, но как обстоят дела с их производством?

Использованные источники: