Александр Пономарёв

Текст

По итогам 2020 года уже 4,2% всех проданных автомобилей были электрическими, хотя годом ранее таковых набралось лишь 2,5%. Но чем больше продается электрокаров, тем больше для них нужно выпускать аккумуляторных батарей, а это уже отдельный рынок со своими ключевыми игроками. О них и пойдет речь

Электромобили стремительно набирают популярность: даже в прошлом году, когда из-за пандемии коронавируса глобальный автомобильный рынок ощутимо сократился, продажи машин с электрическими силовыми установками продолжали расти. Рост интереса потребителей к электромобилям вызвал и увеличение ежегодного объема рынка литий-ионных аккумуляторов: в настоящее время он оценивается в 27 миллиардов долларов.

По мнению отраслевых экспертов, высокий спрос на электрокары повысил прибыль производителей батарей и привел к серьезной конкуренции на рынке аккумуляторов. Аналитики утверждают, что к 2027 году рынок батарей для электротранспорта может вырасти до 127 миллиардов долларов, поскольку автомобили на электротяге будут постепенно снижаться в цене и, соответственно, еще больше набирать популярность. Чему, кстати, поспособствуют и обещания многих автопроизводителей перейти к концу десятилетия на электротягу.

Помимо того, что Азия давно является центром производства автомобильных запчастей, здесь же сосредоточились и основные участники сегмента литий-ионных аккумуляторов для электромобилей. Вся первая десятка производителей батарей, если брать в расчет объем рынка в текущем году, располагается в Китае, Японии и Южной Корее.

1. CATL (32,5%) Китай

2. LG Energy Solution (21,5%) Южная Корея

3. Panasonic (14,7%) Япония

4. BYD (6,9%) Китай

5. Samsung SDI (5,4%) Южная Корея

6. SK Innovation (5,1%) Южная Корея

7. CALB (2,7%) Китай

8. AESC (2,0%) Япония

9. Guoxuan (2,0%) Китай

10. PEVE (1,3%) Япония

Оставшаяся доля (6,1%) принадлежит нескольким компаниям из разных точек планеты. На долю трех крупнейших в мире производителей аккумуляторов — CATL, LG и Panasonic — приходится почти 70% всего рынка производства батарей для электромобилей.

Компания Contemporary Amperex Technology Limited (CATL), расположенная в прибрежном китайском городе Ниндэ, менее чем за 10 лет выросла до мирового лидера производства аккумуляторов — в 2020 году акции CATL выросли на 160%, увеличив рыночную капитализацию почти до 186 миллиардов долларов. Компания поставляет литий-фосфатные батареи (LFP) для Tesla, Peugeot, Hyundai, Honda, BMW, Toyota, Volkswagen и Volvo. В Китае также находится четвертый по величине производитель аккумуляторов — BYD.

Офис компании CATL

Офис компании CATL

За пределами Китая CATL сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны южнокорейской компании LG и японской Panasonic, занимающих, соответственно, второе и третье места в рейтинге. Panasonic поставляет аккумуляторы Tesla и Toyota, а батареи LG применяются в электромобилях Porsche, Jaguar, Ford, GM и Audi. Впрочем, такой расклад на рынке не особо устраивает Евросоюз и США — производители электрокаров планируют постепенно локализовать производство батарей и тем самым сократить зависимость от Китая.

По мере ускорения темпов развития электромобилизации на рынке аккумуляторов ожидается появление новых игроков. К примеру, в январе 2021 года Еврокомиссия одобрила государственную поддержку в размере 2,9 миллиардов евро со стороны 12 государств для создания общеевропейского исследовательского проекта по разработке аккумуляторных батарей — в число его основных бенефициаров входят Tesla, BMW и Stellantis. Как результат, доля европейских компаний в мировом производстве аккумуляторов должна вырасти с 7% в 2020 году до 31% к концу десятилетия.

Stellantis в партнерстве с Total также создал совместное предприятие Automotive Cells Co. (ACC) по разработке и производству батарей для электромобилей — компания собирается построить заводы в Дуврене (Франция) и Кайзерслаутерне (Германия). VW и BMW вложили средства в шведский стартап Northvolt, кроме того, Volkswagen также планирует построить шесть заводов по производству аккумуляторных элементов к 2030 году. Tesla собирается перенести производство аккумуляторов на собственные площадки, чтобы снизить их стоимость и сократить цепочку поставок.

В электромобилях Nissan Leaf используются батареи AESC

В электромобилях Nissan Leaf используются батареи AESC

Правда, для бесперебойного производства аккумуляторов необходимо достаточное количество сырья, а скорость, с которой появляются новые горнодобывающие проекты, не успевает за растущим рынком электрокаров. Это может привести к перебоям в поставках и существенному росту стоимости батарей, поскольку на сырье приходится порядка 45% стоимости литий-ионных аккумуляторов. На сегодняшний день более 70% лития приходится на компании Albemarle (США), SQM (Чили), Ganfeng Lithium (Китай), Tianqi Lithium (Китай) и Livent (США).

А здесь вы найдете десятку электрокаров, которые могут пройти наибольшее расстояние на одной зарядке батареи:

Читать на ЦО.РФ

Запас хода Десятка самых дальнобойных электромобилей

Главная характеристикой автомобилей с электрической силовой установкой — запас хода. Пробег на одной зарядке зачастую важнее разгона до «сотни», которым так любят хвастаться автопроизводители в первую очередь. Прогресс очевиден: современные электрокары уже способны преодолевать по несколько сотен километров, что вполне сопоставимо с пробегом на одном баке топлива у автомобилей с ДВС.

Использованные источники: Giorno2 (CC BY-SA 4.0), Tennen-Gas (CC BY-SA 3.0)