Сергей Апресов

Текст

Пандемия коронавируса заставила людей воспринимать телемедицину всерьез. И оно того стоило: технологии устраняют географическое неравенство и дают всем россиянам доступ к лучшему лечению. Причем речь идет не только о врачебных консультациях, но и о сложнейших операциях

Врач перезвонит вам в течение 15 минут. Какой вид связи предпочитаете: чат, телефон, видеозвонок?» У меня лишь легкое недомогание, но в этот раз я не стану переносить его на ногах, а проконсультируюсь со специалистом. Ведь для этого не придется менять свои планы, записываться на прием и ждать. Не понадобится звонить в регистратуру, рискуя нарваться на «вас много, а я одна». Если говорить прямо в офисе неудобно, можно проконсультироваться в чате, да еще написать врачу свой вопрос заранее. Вдобавок, консультации дежурных терапевтов, педиат­ров и акушеров-гинекологов в приложении «Доктис» всегда бесплатные.

«Врач должен осмотреть пациента, заглянуть в глаза, обязательно послушать», — ​говорили оппоненты телемедицины в доковидные времена. В этом есть доля правды, но чаще специалиста интересуют анализы. Их нужно сдать, подождать результаты, принести их на повторный прием — ​снова регистратура, отгул на работе, пробки…

Процесс взаимодействия с пациентом должен быть непрерывным и длиться всю жизнь

В будущем «Доктис» сможет направить пациенту курьером набор для самостоятельного анализа мочи. Достаточно сфотографировать тест-полоску на телефон — ​и результаты моментально подгрузятся в медкарту. Тонометр с Bluetooth поможет отслеживать давление. Курьер привезет даже аппарат УЗИ — ​­небольшой ручной прибор, с помощью которого пациент при поддержке врача сможет провести исследование внутренних органов на дому. Компания постоянно тестирует и внедряет новые инструменты.

К профильным специалистам открыта запись — ​здесь же, в приложении. В списке врачей встречаются весьма узкие специальности: эпилептолог, флеболог, кистевой хирург. В каждом профиле фотография и подробное резюме врача.

Каренский беженец гуляет со своей дочерью недалеко от тайско-­бирманской границы (1992 г.). ­Девочку выписали из удаленной больницы после лечения малярии

Каренский беженец гуляет со своей дочерью недалеко от тайско-­бирманской границы (1992 г.). ­Девочку выписали из удаленной больницы после лечения малярии

Удобно. Но с непривычки трудно поверить в серьезность происходящего. Напрашивается аналогия с агрегаторами такси: сервис классный, но кто отвечает за квалификацию водителя? А за последствия аварии?

Секрет «Доктиса» в том, что это не агрегатор.

Сергей Лежнин
Сергей Лежнин, генеральный директор компании «Доктис»:

Сегодня никого не удивишь платформами, которые помогают клиентам встретиться с поставщиками услуг. Показать всем школьникам всех репетиторов — ​отличная идея. Но применять такой подход в медицине небезопасно для пациента. Врачебная помощь не может быть разовой, фрагментарной. Процесс взаимодействия с пациентом должен быть непрерывным и длиться всю жизнь. Мы должны знать о человеке все: какой образ жизни ведет, чем болел он сам и его родители. Нужно собирать и хранить информацию о лабораторных и инструментальных исследованиях, о том, кто и как пациента раньше лечил. Все эти данные врач должен принимать во внимание, когда ставит диагноз и выбирает тактику лечения. Разумеется, самое важное в медицинском сервисе — ​это тот, кто находится по ту сторону экрана

По ту сторону экрана

10 утра. Клинический госпиталь «Лапино». Около 100 врачей собрались на ежедневную утреннюю конференцию. Заведующие отделениями, главврачи, дежурные специалисты делятся статистикой операций, рассказывают о тяжелых клинических случаях, здесь же формируют консилиумы, чтобы совместно вести сложных пациентов.

Если бы не навигационные таблички, в огромном госпитале было бы легко заблудиться. В четырех действующих корпусах работают отделения кардиологии, травматологии, онкологии, офтальмологии, пластической хирургии, лечения бесплодия и многие другие. К 2024 году планируется построить еще три лечебных корпуса, а также реабилитационный центр, психоневрологический стационар и несколько зданий для научной и академической деятельности.

На компьютерах и смартфонах специалистов «Лапино» установлено приложение врача «Доктис». Они ведут дистанционный прием на своих рабочих местах, в кабинетах — ​в соответствии с законодательством РФ. В России лицензируется деятельность медицинских учреждений, а не отдельных врачей. Поэтому доктора имеют право вести консультации, только находясь на своем рабочем месте.

Сергей Лежнин
Сергей Лежнин, генеральный директор компании «Доктис»:

Качественную медицинскую помощь возможно оказать только в многопрофильном медучреждении. Врач — ​это профессия, предполагающая непрерывное обучение. Специалисты должны постоянно вариться в междисциплинарной среде и подходить к потребностям пациента максимально многосторонне. В „Лапино“ практикуются и нередко создаются самые современные техники лечения, потому что здесь есть технические возможности внедрять их безопасно и эффективно. Часто пациенту требуется срочное внимание разнопрофильных специалистов. Например, с некоторыми осложнениями при родах способен справиться только сосудистый хирург, поэтому он должен работать на том же этаже. Чтобы отслеживать побочные эффекты лучевой терапии, бок о бок с онкологами должны трудиться гастроэнтерологи, гинекологи, проктологи и другие врачи

Вас много, а я одна

Очевидно, что врачи даже такого крупного госпиталя, как «Лапино», не смогут обеспечить вниманием всех россиян. Но это не единственный многопрофильный медцентр в стране. Только у компании «Мать и дитя» (ее специалисты консультируют через «Доктис») кроме «Лапино» есть еще девять сопоставимых по масштабам госпиталей и 39 современных клиник. Федеральные областные больницы фактически тоже представляют собой многопрофильные медучреждения, и они хорошо оборудованы.

Проблема заключается в том, что в стране есть множество населенных пунктов, из которых до областной больницы нужно добираться сутки, чтобы записаться на прием и в лучшем случае получить от врача направление на анализы. Эту проблему решает телемедицина. Сейчас «Доктис» работает над тем, чтобы оборудовать телемедицинскими терминалами фельдшерско-акушерские пункты в регионах страны. Такие небольшие медкабинеты есть буквально в каждой деревне, и технологии помогают дотянуть до них компетенции лучших врачей страны. Причем, для того чтобы проконсультироваться, а также провести простые лабораторные и инструментальные исследования, пациенту даже не нужно иметь смартфон.

Дистанционные консультации снижают нагрузку на крупные медучреждения, позволяя им принимать лишь тех больных, которым действительно необходим очный прием, ​например операция или сложное инструментальное исследование.

Сергей Лежнин
Сергей Лежнин, генеральный директор компании «Доктис»:

Транспортная проблема чаще всего встает на пути не у тех людей, которым нужна экстренная операция, а у тех, кто испытывает терпимое недомогание. Из-за того что на консультацию сложно записаться и приехать, люди переносят болезни на ногах, пренебрегают собственным здоровьем. В конечном счете медучреждениям приходится иметь дело с массой запущенных случаев, и нагрузка на систему здравоохранения возрастает. Да и государству тяжелый больной обходится в десятки раз дороже, чем регулярные профилактические мероприятия, если бы он выполнял их вовремя. Попытка тонким слоем размазать по всей стране врачебные кадры, отправляя повсюду земских врачей, как при Чехове, обречена на провал. Врачи хорошо работают и развиваются в крупных центрах компетенций, куда достаточно маршрутизировать лишь тяжелых больных. Всем остальным можно помочь дистанционно

С человеческим лицом

В разгар пандемии коронавируса множество людей воспользовались телемедицинскими сервисами, иногда даже не подозревая об этом. Речь идет о телефонных персональных медицинских помощниках. «На передовой» трудились разные разработчики, и один только «Доктис» вел 50000 пациентов.

Телефонный робот обзванивал людей, которые болели ковидом дома. Он спрашивал, какая у больного температура и когда он ее измерял, как ему спалось, усилился ли кашель. Зачастую пациент даже не понимал, что ему звонит робот. В результате анкетирования программа могла выявить повышенный уровень риска. И тогда пациенту звонил уже врач, чтобы принять решение об экстренной госпитализации.

Электронные персональные помощники способны вести больных с самыми разными хроническими заболеваниями, а также контролировать выполнение ими предписаний врача. Не взял вовремя пилюлю из электронной таблетницы — ​получи пуш-уведомление, снова не взял — ​получи звонок. Не берешь трубку — ​робот звонит жене.

Сергей Лежнин
Сергей Лежнин, генеральный директор компании «Доктис»:

Люди не должны чувствовать себя брошенными. Когда ежедневно звонит робот, пациент чувствует, что им занимаются, его не оставили один на один с болезнью. И в то же время персональный помощник — ​это мощный инструмент контроля, который позволяет вовремя заметить ухудшение ситуации и маршрутизировать пациента в стационар. Если окружить человека заботой, он и сам будет внимательнее относиться к своему здоровью. Важно приучать людей к мысли, что здоровьем нужно управлять так же системно, как и личным капиталом: все время держать в голове мысль о том, с чем ты подойдешь к пенсии. Мы разработали приложение Yourly, которое в игровой форме приучает пользователя к полезным привычкам и практикам. Так вот, к нему проявили интерес корпорации: заказывают Yourly для своих сотрудников, чтобы те реже болели. Это тот самый капиталистический, системный подход: здоровьем нужно заниматься, пока ты ­здоров

Читать на ЦО.РФ

Доктор AI-болит 7 примеров того, что современная медицина – территория роботов

Медицина – сложнейшая из специальностей, требующая феноменального объема знаний, навыков и практики. Есть у нее и слабое место – высокая зависимость от человеческого фактора. В ряде медицинских отраслей это пытаются компенсировать использованием ИИ

Использованные источники: Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 13, 2022, Geber86 / iStock.com, Peter Charlesworth / LightRocket via Getty Images , In Pictures Ltd. / Corbis via Getty Images, Saqib Majeed / SOPA Images / LightRocket via Getty Images, Annice Lyn / Getty Images, fpphotobank / iStock.com