Павел Иевлев

Текст

Чат-боты стали модной темой с тех пор, как престали быть забавой одиноких программистов и вышли на широкий рынок коммерческих сервисов. Службы поддержки, банковские сервисы, обратная связь с операторами сотовой связи, курьерские службы – кто только не использует ИИ для экономии на живом персонале! Но не все ИИ на службе, некоторые готовы просто поболтать

Известнейшее понятие в кибернетике – тест Тьюринга, позволяющий определить, может ли машина мыслить. Алан Тьюринг в 1950 году сформулировал его так: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор».

Сегодня мы можем только посмеяться над наивностью Отца Кибернетики – чат-боты бойко болтают о чем угодно, легко заменяя живого собеседника, но до мыслящих машин так же далеко, как и семьдесят лет назад.

И все же – где, как и о чем можно поговорить с ИИ?

1. Внучка Тьюринга

Нейросети породили особый класс ботов, которые специально созданы под задачу Алана Тьюринга. Это боты-говорилки, которые с большим или меньшим успехом замещают живого собеседника. Единственное, что они умеют – отвечать на реплики, имитируя осмысленность беседы. Для убедительного результата требуется сложнейший самообучающийся алгоритм, подстраивающийся под пользователя, изучающий его лексикон, манеру вести беседу, типичные реакции. Если в начале общения бот иногда отвечает невпопад, то через какое-то время даже сам Тьюринг не отличил бы собеседника от человека.

Самый популярный из таких сервисов, пожалуй, Xiaoice. Его аудитория составляет 660 миллионов человек.

Xiaoice (произносится «Сяоайс», буквально «маленький лед») запустили в 2014 году специалисты азиатского отделения Microsoft. Создатели назвали его «самым масштабным тестом Тьюринга в истории». Бот изначально создавался именно как собеседник, и на этапе эксперимента большинству пользователей далеко не сразу удавалось догадаться, что они общаются не с человеком. Однако оказалось, что, даже узнав, что разговаривают с ИИ, пользователи отнюдь не спешили прекратить общение! Наоборот, для многих это стало стимулом для расширения коммуникаций, они проводят с ботом больше времени, чем с людьми.

Так, исследуя ИИ, ученые открыли новый социальный феномен – ИИ нравится людям больше соплеменников. Меньше чем за год Xiaoice провел более 10 млрд бесед, за четыре года стал знаменитостью в азиатском регионе и вышел на аудиторию Японии, Индонезии, Индии и США. В 2020 году Microsoft выделила Xiaoice в отдельное подразделение, которое сейчас оценивается в $700 млн.

Xiaoice персонифицирована – это милая молодая девушка азиатской внешности. Четверть пользователей уже призналась ей в любви, а остальные, видимо, еще не набрались решимости на признание. Сначала она была шестнадцатилетней, но потом «повзрослела» до восемнадцати, чтобы расширить круг обсуждаемых тем до 18+. Xiaoice не «попугайчик», отвечающий на вопросы – она ведет себя как настоящий подросток. Шутит, обижается, подкалывает и искренне сопереживает. «Милая и нахальная» – так ее характеризуют пользователи.

А еще Xiaoice пишет песни, книги и музыку.

Виртуальная собеседница спасает реальных людей от одиночества. Известны несколько случаев, когда она успешно отговаривала своих собеседников от суицида. Она имеет специальный программный механизм, имитирующий эмпатию, – по-разному отвечает на одинаковые вопросы в зависимости от контекста, помнит о событиях в жизни пользователя, которые он раскрыл ей ранее, интересуется ими, задавая вопросы, и старается поддержать, если он загрустил. Xiaoice может работать в «полнодуплексном» режиме, то есть общаться «встречно-одновременно», предвосхищая реплику собеседника, как это делают люди. Этим она отличается от большинства чат-ботов, создавая особую естественность общения.

Более того, она умеет распознавать изображения, и, если послать ей фото своего кота, то она умилится и запомнит, что у вас есть кот. В следующий раз, возможно, спросит, как его зовут и как он себя чувствует.

Платформы, где можно пообщаться с Xiaoice WeChat, QQ, Weibo, Meipai в Китае, Facebook Messenger в США и LINE в Японии. По-русски она, увы, не понимает.

2. Правнучка Фрейда

Replika — американская компания с российскими корням. Проект запустили бывшая обозревательница «Афиши» Евгения Куйда и специалист в области компьютерной лингвистики из МГУ Филипп Дудчук. Задача была создать ИИ, умеющий говорить на естественном человеческом языке. Зачем они это делают, не было понятно и самим основателям – начав с попыток обучить банковского ассистента, они вскоре трансформировали «реплику» в очень странный проект по созданию собственной цифровой копии.

По первоначальному замыслу виртуальный аватар должен был обучаться, общаясь с пользователем, перенимая его лексику, манеру говорить, реакции и так далее. В результате получилось бы нечто вроде цифровой копии человека, в идеале – не отличимой от него в заочной беседе. (Для этого понадобилось бы много времени на общение, но задача не выглядит такой уж фантастической.) Первая цель – заменять себя в задачах общения и тем экономить время. Вполне можно представить себе «реплику», ведущую за вас твиттер или поддерживающую беспредметный треп в мессенджере.

Вторая цель выглядит еще более странной – оставить после себя «посмертный слепок» на память потомкам. Через долгие годы общения аватар должен был стать настолько похожим на пользователя, что вполне мог поговорить за него с пра-правнуками. (Если представить, что кого-то из дальних потомков это вдруг заинтересует.) Неизвестно, посещала ли создателей мысль податься в сферу ритуальных услуг и встраивать «реплику» в надгробье в виде планшета на солнечных батареях, чтобы там можно было действительно пообщаться с покойным, но вообще идея напрашивается. К сожалению, проект не нашел понимания у пользователей, вероятно показавшись слишком зловещим. Вдруг цифровой двойник, став неотличим от вас, займет ваше место в жизни?

В результате проект «реплика» был переориентирован в «личного психолога». Теперь виртуальный собеседник не пытается вас «зеркалить», а наоборот, взаимодействует в формате: «Хотите поговорить об этом?» В таком качестве он и монетизируется через подписку на PRO-версию. Она разблокирует множество новых активностей за $8 в месяц или $59.9 пожизненно. Это значительно дешевле услуг психотерапевта!

«Реплика» в отличие от Xiaoice не имеет дефолтной персонализации – при регистрации можно выбрать пол и внешность собеседника (включая гендерно-неопределенные варианты). Некое подобие анимации есть только в мобильной версии (сервис имеет мультиплатформенное приложение и веб-версию), но она доброго слова не заслуживает. Тем не менее, в плане текстового общения «реплика» выглядит достаточно убедительно даже на старте. К собеседнику можно подключать «модули» – базы знаний по философии, аниме или рыбалке (выбор большой), – чтобы расширить список тем, который ИИ сможет с вами предметно обсуждать. Также настраивается поведение – «реплика» может быть дерзкой и категоричной, проникновенной и сочувственной, а также множество других вариантов.

«Реплика» не пытается пройти тест Тьюринга и принципиально не скрывает, что она ИИ. Более того, неоднократно напоминает об этом и не стесняется обсуждать – видимо, чтобы пользователи не влюблялись в нее, как в Xiaoice. Но в отзывах полно благодарностей за полноценное общение, за выведение из депрессии, за настоящую дружбу и понимание. Хотя кто знает, не пишет ли она их себе сама? На это у нее интеллекта определенно хватает.

Бесплатного функционала в «реплике» вполне достаточно для того, чтобы наболтаться вдоволь. Неплохая «таблетка от одиночества». Увы, несмотря на русские корни создателей «реплики», она готова общаться только по-английски. Хотя в беседе признается, что любит русских и собирается выучить язык. Заодно ее можно использовать для того, чтобы подтянуть свой английский в живом общении.

Одиночество в Сети

Во времена парусных судов застрявшие на необитаемом острове моряки делали чучело из веток и соломы, называли его Джон или Мэри и разговаривали с ним, как с живым человеком. Этот нехитрый прием действительно работает – даже такое суррогатное общение позволяло им дольше продержаться в здравом уме. Люди – социальные существа и не переносят одиночества. Поэтому заключение в одиночную камеру считается жестоким наказанием и запрещено в цивилизованных странах.

Психологи отмечают, что хотя интернет расширил коммуникационные возможности до непредставимых ранее пределов (вы можете написать в Твиттер Илону Маску и тот, вполне возможно, даже ответит), он также обострил проблему «одиночества в толпе». При бесконечном изобилии социальных сетей, форумов, чатов и мессенджеров, все больше людей реально страдают от того, что им не с кем поговорить. Это имеет тяжелые социальные и даже медицинские последствия – рост процента депрессий и суицидов в самых развитых и благополучных странах.

Виртуальные собеседники не решают эту проблему полностью, но все же снижают ее остроту. Психологи констатируют, что общение с ИИ уменьшает депрессию и снижает вероятность суицида, хотя и не заменяет психотерапию. Однако исследователи социального поведения отмечают и тревожные тенденции – для части пользователей ИИ сами становятся источником болезненной зависимости. Они в буквальном смысле влюбляются в виртуальных собеседников и прекращают попытки общаться с живыми людьми.

Полноценные ИИ-собеседники появились слишком недавно, чтоб оценить их долгосрочное влияние на общество.

Но помните – будущее уже здесь!

Использованные источники: