Александр Пономарёв

Текст

В рамках исследования AdIndex изучил конъюнктуру рекламного рынка с 2008 года и провел сравнительный анализ рекламных инвестиций и ВВП за обозначенный период

AdIndex проанализировал расчеты, которые ведет с 2008 года, и объединил их в 15-летнюю ретроспективу. Произведенные расчеты показывают, что несмотря на почти двукратный рост в рублевом выражении, в долларах за десять лет рекламный рынок сократился на 13%. Единственным сегментом, сумевшим за этот период показать рост в долларовом выражении, стал интернет, а сильнее всего доходы от рекламы упали на радио и в прессе.

Динамика медиарекламного рынка существенно отстает от темпов роста базовых макроэкономических показателей. За последние 15 лет вклад медийной рекламы в ВВП сократился на 40% — с 0,7 до 0,4%. Поскольку реклама больше всего востребована на рынках конечной потребительской продукции и услуг, то в рамках исследования было проведено сравнение стоимостных объемов этого рынка не только с ВВП, но и с оборотом розничной торговли. В 2008-2023 годах темпы роста рынка рекламы составили в рублевом выражении 140%, а оборот розничной торговли за аналогичный период времени увеличился на 240%.

Хотя с начала века рекламная индустрия прошла через целый ряд серьезных экономических кризисов — 2008-2009, 2014-2015 и 2022-2023 — только последний из них привел к полной реструктуризации отрасли. Одномоментный уход крупных зарубежных рекламодателей с российского рынка поставил в неравные условия различные медиасегменты, поскольку доля иностранцев в них была разной. В наиболее сложной ситуации оказались журналы, где доля зарубежных компаний в рекламных доходах сегмента превышала 50%, и телевидение — около 45%.

В интернете, наружной рекламе и радио доля рекламных бюджетов иностранных компаний варьировалась от 12 до 18%. В сегменте журналов после отзыва лицензий примерно у половины изданий ситуация сложилась крайне сложная, но телевидение сумело избежать катастрофы. Состав ключевых игроков изменился во всех медиаканалах и эти изменения стали зеркалом макроэкономических процессов. В 2023 году в топ-30 не осталось ни одной зарубежной компании, а наиболее активными рекламодателями стали экосистемы.

Ознакомиться с подробным отчетом можно на сайте AdIndex.

Использованные источники: Freepik